ARTIST STATEMENT

English version will be soon…

Образ архива объединяет мои первые художественные проекты, начинавшиеся с изучения семейных документов и фотоальбомов. Архив выступал отправной точкой в моих исследованиях, становился сырьем для создания новых фотографий, рассматривался как метод репрезентации работ. При этом я определяла его не как законсервированную капсулу времени, непроницаемую и неподатливую, а напротив, как живую и подвижную среду. Подобное видение природы архива позволило мне довольно скоро выйти за пределы изучения лишь семейных документов. Огородные грядки («Пусть я вырасту моей любимой травой»), содержимое платяных шкафов (Lookbook), дом, в котором я жила (Landscape), улица, по которой ходила каждый день («Бакал») — все превратилось в архив. И в конечном счете это сформировало и тот круг тем, которые я продолжаю исследовать в своих проектах — подвижные механизмы памяти (личной, семейной, коллективной) и забвение в контексте исторических травм и мифических архетипов.

Однако все это время в основе моей работы лежал перформативный подход. Каждый этап художественного процесса, включая подготовительную стадию, я превращала в жест, в некий обряд. В проекте «Пусть я вырасту моей любимой травой» документация проращивания растений через архивные снимки завершалась ритуальной пересадкой объектов в семейный огород, а Lookbook, в свою очередь, полностью выстроен на ритуале позирования в одежде из материнского гардероба.

Долгосрочное исследование «Под куполом», вдохновленное личным опытом наблюдения за падением метеорита «Челябинск» в феврале 2013 года, заставило меня отойти от видения своей работы исключительно в форме архива и переосмыслить мой художественный подход через призму перформативности. В последующих проектах перформативное действие сделалось фундаментом моей практики. Оно дало возможность для большего маневрирования между медиумами, материалами, жанрами, в частности открыло подход к работе с фотографией не как с плоским образом, но как с пластичным, объемным, скульптурным объектом.

Вместе с тем перформативный метод подтолкнул меня к необходимости переосмысления круга тем в своих прошлых проектах и к его расширению — в новых. Так, в дополнение к изучению памяти и забвения одной из ключевых идей в моей практике стала мимикрия — стратегия работы, в которой соединяются ироничное и жуткое, травма и терапия, громкое переживание и молчание.

февраль 2020


EN