«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова

ПО ТУ СТОРОНУ ДВЕРИ

artist research для Malt AIR

март–июнь, 2023

Malt AIR — международная арт-резиденция, организованная культурным центром Maltfabrikken в партнерстве с Kunsthal Aarhus, Statens Værksteder for Kunst и при поддержке Statens Kunstfond. Программа действует в Эбельтофте, Дания, и нацелена на нетворкинг с датской арт-сценой, а также на поддержку художественной работы на стадии исследования. Резиденция предоставляет участникам время, пространство и возможность для концентрации и рефлексии о своей практике.

В Malt AIR моя исследовательская работа охватывала не только изучение конкретной темы, но также поиски нового аутентичного материала и способов его использования в дальнейшем.


«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова

Тема исследования в резиденции: environmental history ракитника (Cytisus scoparius)

Интерес к растительной инвазии вырос из моего долгосрочного проекта «Ассамбляж», который, кроме прочего, отталкивался от изучения механизмов искусственных миграций биологических видов. В резиденции в Эбельтофте это исследование приземлилось на специфичный локальный контекст — экологическую историю Cytisus scoparius, или ракитника венечного, кустарника семейства бобовых, широко распространенного в Ютландии.

Несмотря на то, что официально растение по-прежнему не включено в национальный список инвазивных видов, оно признается проблемным для биологического разнообразия региона (1). Корневая система ракитника меняет почвенный состав за счет симбиоза с азотфиксирующими бактериями, его густые и высокие заросли подавляют ареал редких видов (например, многолетника Pulsatilla vulgaris), и даже после расчистки территории от Cytisus scoparius естественная растительность на ней восстанавливается медленно (2), вместе с тем ежегодные кампании по удалению кустарника требуют значительных человеческих и финансовых ресурсов, но качественно ситуацию не меняют.

Многократная интродукция ракитника в Данию, судя по всему, происходила на протяжении девятнадцатого столетия (3). Впрочем, определить динамику этих перемещений трудно, поскольку исторически в Ютландии присутствовала и резидентская форма Cytisus, низкорослая и распространяющаяся с меньшей скоростью (4). Более инвазивная же разновидность кустарника происходит из Южной Европы и завезена из Германии, однако отличить этот ракитник от местного проблематично.

Подобная двойственность и неоднозначность статуса растения дает материал для размышления о специфике чужеродных и индигенных видов не только в экологическом поле, но и в символическом преломлении — разговоре о чужом и своем, госте и хозяине.

В экологической истории Cytisus scoparius исследовательский интерес представляет также и конкретный известный пример интродукции в окрестностях Эбельтофта: в период между концом 1920-х и началом 1940-х датская писательница Эллен Даль привезла семена ракитника в Молс, где у нее с супругом был большой участок земли, ферма и летний домик с видом на морской залив. По одной из версий, Даль увидела цветущий gyvel (датское название кустарника) на юге Франции (5) и выразила желание воссоздать у себя на родине кусочек этого ландшафта, напоминавшего бы ей о полюбившихся заграничных путешествиях.

Сегодня сохранившийся sommerhus Эллен в Молсе окружен кольцом густых зарослей ракитника, расползшихся также и по другим частям Национального парка Молс-Бьерге, на территории которого находится дом.

Иронично, что Даль, увлеченная темой биологического разнообразия и писавшая о датском разнотравье, в 1940-е передала и свою землю, и уже бывшую ферму Университету Орхуса и Музею естественной истории, которые на базе лаборатории Molslaboratoriet занимаются в том числе опытами над контролем за Cytisus scoparius.


Эллен Даль (1886–1959) — датская писательница

Эллен Даль (1886–1959) — датская писательница, младшая сестра известной литераторки Карен Бликсен. В отличие от романов ее родственницы, добившейся большей мировой известности и рассказывавшей в своих книгах об Африканском континенте, произведения Даль, главным образом забытые, сосредоточены на Молс-Бьерге в Центральной Ютландии.

Эллен Даль (1886–1959) — датская писательница
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова

Фотографии, показывающие развитие растительности вокруг летнего домика Эллен Даль: слева — вид приблизительно 1930 года, справа — около 1970 года. Источник: Morten Vilhelm Keller. Ellen Dahl — Mols og litteraturen. Aarhus Universitetsforlag, 2017.


Исследование материала: бумага собственного изготовления

Помимо изучения собственно экологического и исторического контекста инвазии Cytisus scoparius, время в резиденции мною использовалось и для исследования нового в моей художественной практике материала — бумаги, отлитой из растительного сырья, с возможностью создания из нее прототипа скульптуры.

Этот интерес, исходивший из идеи конвертации условно враждебного в условно гостеприимное, оказался подкреплен фактами из environmental history ракитника.

До 1800-х годов известны случая использования прутьев Cytisus scoparius для плетения мешков, семян — в качестве заменителя кофейных зерен, цветочных бутонов в маринованном виде — как закуски к обеду или ужину и нередко ингредиента для салатов, а более мягкие стебли кустарника применялись для изготовления холста и бумаги.

Именно бумага (не холст, не мешковина) показалась мне более аутентичным для изучения материалом, который может использоваться и как самодостаточный медиум, и как сырье для создания объектов внутри проектов, осмысляющих инвазию. Хрупкость и уязвимость бумаги соотносится с сюжетами о последних экспериментах дизайнеров, пытающихся обратить инвазивные растения в нечто полезное, скажем, для строительной сферы — в блоки взамен бетонных, в плитку вместо кафеля, в МДФ. Но пока продукты подобных опытов далеки от массового производства, являясь штучным товаром (часто для люксовых брендов, как в случае с биобетоном (6) из рейнутрии японской, созданным для LVMH group). Такие ресайклинг-проекты демонстрируют еще недостижимую мечту о победе над растительными инвазиями если не в поле, то даже в производственном цеху.

Примеры бумаги ручной работы, отлитой из Cytisus scoparius в арт-резиденции
Примеры бумаги ручной работы, отлитой из Cytisus scoparius в арт-резиденции
Примеры бумаги ручной работы, отлитой из Cytisus scoparius в арт-резиденции

Примеры бумаги ручной работы, отлитой из Cytisus scoparius в арт-резиденции. Цвет и текстура листов варьируются в зависимости от доли растительного сырья в исходной массе (от 50% до 80%).

Эксперименты с plant printing — печатью растениями по бумаге ручной работы
Эксперименты с plant printing — печатью растениями по бумаге ручной работы
Эксперименты с plant printing — печатью растениями по бумаге ручной работы

Эксперименты с plant printing — печатью растениями по бумаге ручной работы. В опытах использовались разные части растения Cytisus scoparius. Листы, на которых выполнены отпечатки, в данном случае сделаны как из ракитника (в центре), так и из бумажных чеков (слева и справа), из-за токсичности чернил трудно поддающихся ресайклингу. Принты стали одновременно и способом исследовать новую практику, и этапом подготовки ракитника к изготовлению новой бумажной массы: после печати стебли растения размягчались и становились более удобными для дальнейшей переработки.


Поиски формы для скульптуры: изгородь, забор, дамба, садовая калитка

«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова

Исторический контекст

В историях интродукции и распространения ракитника венечного в разных ситуациях нередко фигурировали и практичные, и символичные ограждения. Так, с XIX века в Дании принято было сажать этот кустарник в качестве живой изгороди, которая выступала кормом для дичи — тетеревов, фазанов и других, более крупных охотничьих целей (7). Фермеры в Спеттрупе (Spøttrup) даже обязаны были засеивать часть своих полей Cytisus scoparius (8).

В 1941 году в журнале Hedeselskabets (издании одноименной компании, которая на протяжении десятилетий специализировалась на лесоводстве и сельском хозяйстве на вересковых пустошах) автор, также описывая значимость gyvel как пищи для дичи, рекомендует культивировать ракитник для привлечения зайцев, «с явным удовольствием поедающих молодые свежие ветки» (9). Среди прочего в издании указывается на значимость кустарника как украшения ландшафта, даются советы по уходу за растением.

В книге «Havens beplantning i farver» 1975 года, посвященной искусству обустройства датского сада и традиционных для него живых изгородей, растения рода Cytisus тоже фигурируют как удачное декоративное решение, на этот раз для территории вокруг летнего домика в вересковых пустошах (точно такого же, какой был, к примеру, у Эллен Даль); кустарник здесь становится дополнением к можжевельнику при создании естественного ограждения (10).

При столь повсеместно распространенных советах выращивать ракитник ему даже не понадобилось сбегать за садовые изгороди, как другим инвазивным растениям, чье агрессивное продвижение часто начиналось именно с преодоления границ садов; ракитник сам был такой изгородью.

«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова

Экологический контекст

В то время как в 1970-е популярные издания о садоводстве все еще рекомендовали посадку ракитника в практических и декоративных целях, в Национальном парке Молс-Бьерге в этот период были начаты первые эксперименты по контролю за распространением кустарника. В качестве одного из таких способов в Molslaboratoriet использовался выпас галловейской породы коров и исландских овец как практика экстенсивного ведения хозяйства. Однако с 2016 года лаборатория отказалась от такого взгляда на своих подопечных, запустив проект ревайлдинга, в рамках которого лошади и крупный рогатый скот, относящиеся к родной датской фауне, рассматриваются как дикие животные (11). В юридическом смысле они остаются домашними, поэтому уход за ними осуществляется по тем же правилам, что и за другими сельскохозяйственными стадами на открытом воздухе, а значит, «возвращение» в естественную среду производится тоже внутри ограждений — натянутой через ландшафт парка тонкой проволоки под электрическим током.

В границах зоны ревайлдинга животные подъедают молодой ракитник, лакомясь его цветами и тем самым не давая кустарнику развиться в семенную бомбу, к концу лета выстреливающую в пейзаж десятками бобов. Вне изгородей Cytisus scoparius продолжает беспрепятственное распространение. Потому выпас остается, скорее, экологической инвестицией, он не выходит за рамки опытов, не влияет заметно на текущий процесс борьбы с растительной инвазией в регионе. Как не влияют на это любые другие заборы. Расширение ареала распространения видов не совпадает с таможенными заставами, изгородями и стенами, а разговор о пересечениях ими границ требует пересмотра.

«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова

Символический контекст

Возводящиеся для защиты частной собственности, сельскохозяйственных культур и биологического разнообразия, заборы не в последнюю очередь рассказывают историю исключений, оттого нередко являются политическими объектами, которые регулируют отношения власти и привилегий. Но ограждения и их внешний вид также описывают особенности культуры гостеприимства и манифестируют степень социального доверия; в их образе символически соединяются понятия хозяина и гостя, родного и чужого, значимые и для описания процесса инвазии.

В этом смысле в Эбельтофте и округе местные заборы (зачастую невысокие и хлипкие) и калитки (точно втиснутые в живую изгородь или, напротив, возвышающиеся над ними памятником) предстают скорее условными, чем практическими, маркерами между частным и общественным, между приглашением стать гостем и напоминанием о правилах гостеприимства.

В дверь дома кто постучит?

Открыта дверь — входи.

Закрыта дверь — логово.

Мир шумит по ту сторону моей двери.

(Пьер Альбер-Биро)

Водорослевая дамба как пример символического ограждения из растительного материала

В Эбельтофте сохранилось примерно 500 метров старой дамбы, впервые упомянутой в документах начала XVIII века. Поскольку город — единственный из прибрежных населенных пунктов в Дании, имеющий выход береговой линии на запад, возведение защищающих от наводнений стен было здесь естественной практикой (12). Сегодня и это сооружение, некогда имевшее практическую ценность, утратило свое исходное значение: отодвинулась береговая линия, появились современные защитные укрепления. А потому и дамба превратилась в символическую ограду; свидетельство индигенного знания — изгородь традиционно возводилась из водорослей рода Laminaria, аутентичного местности материала, в прежние десятилетия регулярно и в больших количествах выбрасывавшегося на берег моря с приливами и отливами.

Tangdigerne (водорослевая дамба) в Эбельтофте, 1900–1920

Tangdigerne (водорослевая дамба) в Эбельтофте, 1900–1920. Источник фото: Ebeltoft Byhistoriske Arkiv.

Схема возведения водорослевой дамбы

Схема возведения водорослевой дамбы. Нужную высоту сооружения наращивали на протяжении трех-четырех лет. Источник: Jesper Laursen. Tangdigerne i Ebeltoft. Forlag: Ebeltoft Museum. 1990.

Tangdigerne (водорослевая дамба) в Эбельтофте

Текстура водорослевой дамбы сегодня напоминает стопку старой бумаги с оборванными краями, что также послужило дополнительным референсом для опытов с бумагой.

Примеры бумаги ручной работы, отлитой из бурых и красных водорослей, собранных после отлива в Эбельтофте.
Примеры бумаги ручной работы, отлитой из бурых и красных водорослей, собранных после отлива в Эбельтофте.
Примеры бумаги ручной работы, отлитой из бурых и красных водорослей, собранных после отлива в Эбельтофте.

Примеры бумаги ручной работы, отлитой из бурых и красных водорослей, собранных после отлива в Эбельтофте.

Эскиз объекта: садовая калитка из бумаги

Из этих исторических, экологических и культурных контекстов появилась идея прототипа объекта — садовой двери из ракитниковой бумаги, соединяющей в себе условность границ и их четкое обозначение.

За основу была взята обычная калитка, найденная на местной ресайклинг-станции. Две планки были полностью заменены копиями, сформированными из бумажной массы, отлитой из стеблей и цветов Cytisus scoparius, а в третью врезан небольшой фрагмент. Выбор этого визуального решения исходит из логики постепенного, действующего шаг за шагом, процесса растительной инвазии и нарушения биологического разнообразия.

Прототип скульптуры был символически возвращен в среду и размещен в различных частях национального парка и в окрестностях Эбельтофта. В финале объект отправлен на переработку.

«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова
«По ту сторону двери». Художница Анастасия Богомолова

Работа над эссе

Одним из итогов исследовательской работы в резиденции стало также эссе, посвященное экологической истории ракитника.


Источники:

(1) Miljøstyrelsen. Særlige problemarter i naturplejen. Gyvel.

(2) Там же.

(3) V. J. Brøndegaard. Folk og flora: dansk etnobotanik: bind 3. Rosenkilde og Bagger, 1987. Pp. 201.

(4) Naturbasen. Gyvel.

(5) Finn Arler. Det er ikke til at se det: om det fraværendes betydning for aflæsningen af landskaber og deres værdi. Museum Tusculanum, 2004.

(6) Researchers create bio-concrete from weeds and crayfish shells // Dezeen, 16.04.2021.

(7) V. J. Brøndegaard. Folk og flora: dansk etnobotanik: bind 3. Rosenkilde og Bagger, 1987. Pp. 201.

(8) Там же.

(9) C. Nielsen. Bevar vore Gyvel! // Hedeselskabets, № 4, 15 Marts, 1941. Pp. 72–73.

(10) Eigil Kiær. Havens beplantning i farver (farvetegninger af Verner Hancke). Politikens Forlag, 1975. Pp 133.

(11) Rewilding Mols. Dyrene i projektet. Naturhistorisk Museum.

(12) Jesper Laursen. Tangdigerne i Ebeltoft. Ebeltoft Museum Forlag, 1990. Pp. 33.