ЕВРОТУР | в работе

В 1842 году по приказу российского императора Николая I более 1200 семей крещеных татар (нагайбаков) с семьями были принудительно выселены за Уральский хребет, где они несли сторожевую службу на южных границах страны. Нагайбаки привлекались к боевым действиям на западных и юго-западных рубежах империи. В частности еще до своего переселения они участвовали в Отечественной войне 1812 года. В память об этих победных сражениях на территории Европы целый ряд уральских поселков получил названия европейских городов и топонимов: Париж, Берлин, Кассель, Арси, Лейпциг, Варна, Варшавка, Порт-Артур, Требия, Фершампенуаз и другие — всего почти 20 населенных пунктов.

Легенды о военной славе предков и европейских корнях этих небольших деревень по-прежнему продолжают оставаться частью их локальной идентичности, а в некоторых местах — предметом отдельной гордости. Расположенные на условной границе между Европой и Азией, эти поселки — сегодня самая доступная Европа для большинства россиянин, около 75% из которых никогда не были за пределами страны и даже не имеют паспорта для заграничных поездок.

Проект «Евротур» — одновременно побег и путешествие вглубь этой внутренней Европы как к источнику мечты об открытии большого мира, доступность которого отодвигается новыми геополитическими, экономическими, социальными реалиями.

Финальная форма проекта представляет собой тотальную инсталляцию, документацию серии интервенций и авторский путеводитель.

EUROTOUR | work in progress

In 1842, by the order of Nicholas I of Russia, more than 1,200 families of baptized Tatars (Nagaybaks) were forcibly deported over the Ural mountains, where they served on the southern frontiers of the country. Nagaybaks were involved in military operations on the western and southwestern borders of the Russian empire. In particular, even before their resettlement, they participated in the battles against Napoleon’s invasion in 1812−1814. In memory of these victorious battles in Europe, a number of Ural villages received the names of European cities and toponyms: Paris, Berlin, Kassel, Arcis, Leipzig, Varna, Warsaw, Port Arthur, Trebbia, Fère-Champenoise and others — almost 20 settlements.

Legends about the military glory of the ancestors and the European roots of these small villages still continue to be part of their local identity and in some places as a pride. Located on the conditional border between Europe and Asia, today these settlements are the most accessible Europe for most Russians, about 75% of whom have never been outside the country and don’t even have a passport for travel abroad.

The Eurotour project is both an escape and a journey deep into this inner Europe as a source of the dream of opening a big world, the accessibility of which is being pushed back by new geopolitical, economic, and social realities.