ПОД КУПОЛОМ | 2013—2018

…Под одеяло проникал ослепительный красный свет, но в пещере царил кромешный мрак. Они забились в самый дальний угол и крепко обнялись. Град метеоритных камней барабанил по ванне, закрывавшей снаружи дырку в потолке. Гора сотрясалась и дрожала, а комета выла, словно была смертельно испугана. А может, это Земля кричала от страха? Они долго лежали не шевелясь, крепко вцепившись друг в друга. Снаружи грохотало эхо разрушающихся гор и трескающейся Земли. Время тянулось страшно медленно, и каждому казалось, что он одинок в мире.

Туве Янссон, «Комета прилетает»

Не удивление и не восторг открытия были первыми — они нахлынули позднее. Сначала появился страх. Он пришел пронзающей небо вспышкой, выбелившей все вокруг, обнулившей городской пейзаж и точно стершей время. Накренился горизонт, затрепетали бетонные стены, осиным роем кинулись к земле осколки разбитых окон. Многие дни после я буду внимательнее, чем обычно, смотреть под ноги, обходя разбросанное взрывной волной стекло, но также пытаясь разглядеть средь него фрагменты проломленного купола.

Прозрачный, однако казавшийся столь надежно защищавшим планету, прежде он ограждал ее от соприкосновения с темной глыбой безвременного пространства. Больше нет этого барьера. Отныне я буду видеть, сколь хрупок он, как быстро бегут по его поверхности тонкие трещины. Стремительно разлетаются по сторонам его осколки. Они впиваются в ландшафт, взметают вверх траву и комья почвы, надрезают стволы деревьев, корежат металл. Насквозь проходят они через стены и фундаменты домов, оседают на дне озер и рек. Поврежденный пейзаж дымит и ежится, но проглатывает в себя эти осколки. Свежие зеленые побеги укутывают раскуроченную землю, создавая новые формы ландшафта.

Спустя десятилетия ничто в нем не обнаружит след некогда пробитого купола. Останутся лишь многочисленные визуальные свидетельства, в которых будет зафиксировано случившееся. Сохранятся научные исследования. Но пейзаж — он забудет все. Он не раз уже так делал.

В мае 1891-го вслед за двумя метеоритами осколки купола нырнут в заводской пруд Нязепетровска и речку Нязя. В августе 1909-го они сгорят вместе с ночным метеором, пронесшимся над Челябинском. В 1910-е и 1920-е — рассеются по Еткульскому и Еманжелинскому (тогда Коэльскому) районам. В 1933-м перечеркнут ломаной линией алое от вздымающейся зари утреннее небо и пропадут на границе Челябинской и Курганской областей, вблизи Старого Песьяного. В архивных делах, в фотокопиях губернских газет, на последних страницах советских изданий, где рядом будут напечатаны заметки про плодово-овощные опытные станции, в публикациях профильных журналов, в краеведческих зарисовках останется незначительный пласт свидетельств. Но все материальные следы вновь поглотит ландшафт. Он словно стремится таким образом притупить, успокоить страх, рожденный очередным проломом купола.

Сами по себе очертания равнин и лесов слишком велики, слишком безличны, слишком анонимны. Они не предоставляют мест и предметов, доступных тому измерению, где человек мог бы увидеть узнаваемые маркеры произошедшего. А потому не определить, какой из ныне пересохших мелких притоков реки Увелька неподалеку от Красногорского стал пристанищем для метеорита, разыскивавшегося краеведами в ноябре 1926 года и, вероятно, пошедшего на возведение хозяйственных построек в ближайшем хуторе. Не найти и того дома в селе Селезян Еткульского района, чей фундамент сложен из фрагментов другого 10-пудового космического камня, упавшего в окрестных полях предположительно в начале 1910-х. Не отыскать и знаков падения Катав-Ивановского болида 1941 года — его находку отменило начало войны.

В поисках подходящих точек на карте, которые могли бы стать носителями памяти о падении метеоритов, об этих предыдущих сокрушениях купола, я пешком преодолеваю километры полей и береговых линий и осматриваю останки старых сооружений. В большинстве случаев я не могу сказать, где именно находится конкретное место, упомянутое в архивах или редких газетных публикациях. Двигаясь через пейзаж, я не обнаруживаю ни указателей, ни мемориалов, а только предполагаю, что найденный разрушенный дом, или воронка на лугу, или заросли камышей, или треснувшая гора — это и есть разыскиваемая территория. Вновь очерчиваю я окружающий ландшафт, будто думая: если вскрыть его, как консервную банку, если найти в нем потерянные следы, уйдет и страх, восстановится купол над головой.

Но нет.

2018

UNDER THE DOME

Then they all heard a dreadful sound outside – a great hissing roar. The lamp went out and they were in complete darkness. There was a rush of air as if a million rockets were being let off at once, and the earth shook. The comet roared with its flaming tail right through the valley, across the forest and the mountains, and then disappeared again over the edge of the world. But in the cave they didn’t know all this. They thought everything had been burnt up or smashed to atoms when the comet came down, and that their cave was the only thing left in the whole world. They listened and listened...

Tove Jansson, «Comet in Moominland» 

Amazement and delight of discovery weren't first – they appeared later. At first there was fear. It came with a searing flash that bleached all around, nullified the urban landscape and erased time. The horizon tilted, concrete walls trembled, and shards of broken windows rushed to the ground like a wasp swarm. Many days after I'll be looking under my feet more focused than usually, avoiding the glass scattered by the blast wave, but also trying to make out the fragments of the broken dome.

Transparent, yet seemingly so reliable, it protected the planet from contact with а dark block of timeless space. There is no longer this barrier. From now on I see how fragile it is, how thin fractures run quickly on its surface. Its fragments are scattered around. They dig into the landscape, throw up the grass and clods of soil, cut tree trunks, break metal. They pass right through the walls and foundations of the houses, settled on the bottom of lakes and rivers. The damaged landscape fumes and shrivels, but swallows these fragments. Fresh green shoots wrap the riddled earth, creating new outlines of the landscape.

After decades, nothing in it will reveal the trail of the once-broken dome. There will be only numerous visual evidences and scientific research in which the incident will be recorded. As for the landscape – it will forget everything. The landscape had done it more than once.

In May 1891 after two meteorites the fragments of the dome dived into the factory pond of Nyazepetrovsk and the river Nyazya. In August 1909, they burned together with a night meteor that passed over Chelyabinsk. In the 1910s and 1920s, they dispersed along the Yetkul and Yemanzhelinsk districts. In 1933 they crossed out the rising dawn sky with a broken scarlet line and disappeared on the border of Chelyabinsk and Kurgan regions, near Staroye Pesyanoye.

There will be a small layer of evidence in archival cases, in photocopies of provincial newspapers, in the last pages of Soviet publications, in scientific magazines, in local lore sketches. But all material traces will be absorbed by the landscape, as if it tries to calm fear, which was born by another break of the dome.

The outlines of plains and forests are too big by themselves, too impersonal, too anonymous. They don't provide places and objects available to dimension where a person could see recognizable markers of what happened. That is why it's impossible to determine which of the dried up small tributaries of the Uvelka river near Krasnogorskiy became a haven for a meteorite, sought by historians in November 1926 and, which probably, was used by the locals for some farm building in the nearest village. We can't find a house in Selezyan village (Yetkul district in Chelyabinsk region), which foundation is made up of fragments of another 10-pood meteorite which fell in the fields in the early 1910s. And we can't find any signs of the Katav-Ivanovsk bolid which fall in 1941 – its search was canceled by the beginning of the Great Patriotic war.

In search of relevant points on the map that could become the bearers of memory of the meteorite fallings – of these previous damages of the dome – I was walking for miles across the fields and coastlines and inspecting the remains of old structures. In most cases I couldn't say where exactly the particular place mentioned in the archives or rare newspaper publications is located. Moving through the landscape, I didn't find any signposts or memorials. I only tried to guess whether the destroyed house, or a funnel in a meadow, or a thicket of reeds, or a cracked mountain are that wanted places. I outlined the landscape, as if thinking: if it will be uncovered as a tin can, if I'll find any lost traces in it, then fear will go away, and the dome will be restored above my head.

But it won't.

2018